Решения 9 класса (район 2003)

Решения задач районного тура 2003 года для 9 класса.

1 · 2 · 3 · 4 · 5

Задача 1.

Обозначим x1 и x2 удлинения левой и правой пружин, x - их суммарное удлинение, v - скорость, с которой тянут конец пружины, v1 - скорость шайбы.

Силы, приложенные к шайбе со стороны пружин, скомпенсированы:

k1x1 = k2x2, откуда x2 = (k1/k2)x1

Поскольку x = x1 + x2,

x1(1 + k1/k2) = x,

x1 = x/(1 + k1/k2) и

v1 = v/(1 + k1/k2) = k2v/(k1 + k2)

Теперь можно определить прикладываемую силу:

F = k1x1

F = k1k2v/(k1 + k2) · t

Ответ:

1 вариант: v = 0.04 м/с

2 вариант: v = 0.067 м/с

Задача 2.

Метеорологический зонд будет удерживаться пластинами до тех пор, пока сила атмосферного давления, действующая на пластины, превосходит Архимедову силу, действующую на шар,

Sp0Vg(rвоздуха - rHe)

Ответ:

1 вариант: Наибольший объем легкой оболочки гелиевого метеорологического зонда равен 640,6 м3. 2 вариант: Минимально возможная площадь таких пластин равна 0.007 м2.

Задача 3.

Эквивалентная схема лампы и провода представлена на рисунке.

Вначале выясним, какой ток течет в схеме, когда в сеть включена лампочка, рассеивающая мощность W1:

I1 = W1/U.

Провода, по которым течет такой ток, рассеивают мощность W2, значит, их сопротивление равно:

r = W2/I12

Когда в цепь включили другую лампочку, ток в схеме изменился:

I2 = W3/U,

Изменилась и мощность, рассеиваемая проводами:

W4 = I22r = W2(W3/W1)2.

Ответ:

1 вариант: W4 = 0,027 Вт, 2 вариант: W4 = 0,004 Вт

Задача 4.

Тепловой энергии воды, выделившейся при ее охлаждении до 0°С,

Q1 = cmводыDt

чуть-чуть недостаточно, чтобы растаял весь лед

Q2 = lmльда > Q1.

Положение спасает высвободившаяся при падении потенциальная энергия:

P = mводыgh

Это позволяет оценить минимальную высоту падения:

Ответ:

1 вариант: h ≥ 24,75 м, 2 вариант: h ≥ 77,14 м

Задача 5.

Эту задачу проще всего решать графически, в системе отсчета, связанной с землей.

1 Вариант:

Скорость первого кондуктора в этой системе меняется через каждые 45.67 с (ровно такое время требуется кондуктору, чтобы пройти весь салон и изменить направление своей скорости относительно автобуса на противоположное) с 0.751 м/с до 1.583 м/с и обратно. Скорость второго кондуктора меняется через каждые 68.59 с от 0.722 м/с до 1.277 м/с. Отложим путь, пройденный кондукторами, как функцию времени:

2 Вариант:

Скорость первого кондуктора в этой системе меняется через каждые 75.6 с (ровно такое время требуется кондуктору, чтобы пройти весь салон и изменить направление своей скорости относительно автобуса на противоположное) с 0.751 м/с до 1.583 м/с и обратно. Скорость второго кондуктора меняется через каждые 68.73 с от 0.722 м/с до 1.277 м/с. Отложим путь, пройденный кондукторами, как функцию времени:

Ответ:

1 Вариант: Встреча двух кондукторов произойдет через 188,04 с после начала движения.

2 Вариант: Встреча двух кондукторов произойдет через 248,46 с после начала движения.