Всероссийская олимпиада 2002

Команда · Теоретический тур · Наши дипломы

Команда

XXXVI Всероссийская олимпиада школьников по физике прошла в апреле 2002 года в г. Волгограде. От Санкт-Петербурга в олимпиаде участвовали:

9 класс

  • Банкевич Антон (АГУ)
  • Богословский Никита (ФТШ)
  • Каява Станислав (ФТШ)
  • Мостовых Павел (шк. 306, 7 класс)
  • Перчуков Юрий (ФТШ)
  • Сиренко Екатерина (ФТШ)
  • Ступников Павел (ФТШ)

10 класс

  • Аверьянов Петр (ФТШ)
  • Грохотков Иван (АЛ)
  • Кощеев Андрей (шк. 344)
  • Курочкин Дмитрий (ФТШ)
  • Ланцов Антон (ФМЛ 239)
  • Попов Антон (ФМГ 30)
  • Храбрый Александр (ФМЛ 239)

11 класс

  • Дудченко Владимир (АГУ)
  • Перепелкин Михаил (ФМЛ 239)
  • Путров Павел (ФМЛ 239)
  • Шальнев Иван (ФМЛ 239)
  • Шишлов Александр (ФМЛ 239)

Теоретический тур

Как обычно на теоретическом туре учащимся из десятых и олиннадцатых классов было предложено 5 задач на 5 часов, учащимся девятого класса 4 задачи на 4 часа. Соревнующимся были предложены не слишком трудные задачи, о чем свидетельствует довольно большой средний балл, набранный всеми участниками олимпиады.

9 класс

Наши девятиклассники довольно неплохо справились с туром. Особенно хочется отметить, что по его результатам наш семиклассник(!) Павел Мостовых поделил абсолютно первое место с участником из г. Березники. По результатам всей олимпиады он получил первый диплом, став, таким образом, самым молодым победителем олимпиады.

  • Первая задача была самой простой задачей олимпиады и не вызвала никаких проблем у петербургской команды (у всех 9-10 баллов).
  • Вторая задача была немного сложнее. Практически все наши участники решали ее не из геометрических соображений как в официальном решении, а просто исследуя функцию высоты жука от времени на экстремум с помощью взятия производной. Однако при этом некоторые забыли рассмотреть важный случай, когда жук за найденное ими время успеет доползти до конца палочки. Такая ошибка каралась штрафом в 4 балла.
  • Третья задача, по общему мнению, была самой сложной задачей олимпиады 9-ого класса. Она представляла собой смесь "электричества" и "теплоты". Правильное решение требовало аккуратного составления уравнений теплового баланса. Из наших участников никто не справился с ней полностью.
  • Четвертая задача была, как и первая достаточно простой, однако с очень длинным условием, что оказалось неимоверным препятствием для его понимания у многих участников олимпиады. К сожалению, среди этих участников оказались и несколько петербуржцев.

 

10 класс

По результатам олимпиады 10-ого класса двое наших участников - Александр Храбрый и Петр Аверьянов получили вторые дипломы и попали в список кандидатов на Международную олимпиаду. Еще три участника получили дипломы третьей степени. В общем, это довольно неплохой результат, хотя немного обидно, что никто не смог получить первый диплом.

  • В первой задаче требовалось правильно направить все силы, действующие на автомобиль. Тем участникам, у которых направление сил соответствовало случаю "автомобиля скатывающегося с горы при заклиненных тормозах" сразу же ставили 0 баллов. По счастливой случайности на сборах перед олимпиадой наши ребята решали похожую задачу и, возможно. в том числе и поэтому справились с ней довольно неплохо.
  • Вторая задача также почти не вызвала трудностей у петербургских участников. После осознания того, что обращенное во времени движение камня кота Леопольда аналогично движению камня мышат, делать в задаче практически нечего. Любопытно заметить, что некоторые члены нашей команды получили правильные ответы и соответственно, максимальный балл, так и не додумавшись до этого.
  • Третья задача представляла собой довольно любопытную вариацию стандартной задачи про холодильники. К сожалению, некоторых из наших ребят немного озадачили таинственные слова "реле" и "агрегат", в результате чего они получили баллы существенно ниже тех, которые могли бы.
  • В четвертой задаче нужно было правильно спроецировать и учесть все силы. Многие наши участники при решении допустили досадные ошибки. Поэтому средний балл нашей команды за эту задачу довольно скромен.
  • С пятой задачей про конденсаторы команда справилась несколько лучше чем с четвертой. Если бы не несколько довольно обидных казусов результат мог бы быть существенно выше.

 

11 класс

Нельзя сказать, что задачи 11-ого класса были чем-то особенно сложны, но их решение требовало тщательных и аккуратных вычислений. Таким образом решить все задачи за сравнительно небольшое время без ошибок было очень непросто. Поэтому, приятно отметить, что Павлу Путрову, выпускнику физ. - мат. лицея 239 это почти удалось - он набрал 49 баллов из 50. По результатам всей олимпиады он получил диплом первой степени.

  • В первой задаче было необходимо правильно описать движение бусинки. Замена траектории на касательную была неправильна (при этом вообще не возникало колебаний). Даже при правильном выборе модели надо обладать довольно большим упорством, чтобы довести задачу до правильного ответа. Из всей нашей команды это смог сделать только один человек.
  • Вторая задача представляла собой несколько усложненный вариант третьей задачи 10-ого класса. Почти все наши участники справились с ней без особых проблем.
  • В третьей задаче нужно было вспомнить принципы работы коллекторного двигателя и разобраться, какую максимальную мощность можно от него получить. Наши участники так же довольно хорошо справились с этой задачей.
  • Четвертая задача представляла собой стандартную вариацию задачи про пластинку в конденсаторе. Легкое удивление вызвало, то, что для получения ответа необходимо было получить общее решение дифференциального уравнения гармонических колебаний. Справедливости ради, следует отметить, что те немногие из наших участников, которые вообще смогли получить это уравнение без труда его решили.
  • Пятая задача по оптике принадлежала к знаменитой серии "задач из архива Снеллиуса", и требовала аккуратного разбора всех возможных случаев. На ней было очень легко потерять баллы, что, к сожалению, и сделали многие из петербургской команды.

 

В целом команда выступила довольно неплохо, завоевав в общей сложности 12 дипломов. Будем надеяться, что в следующем году это число только увеличится.


Дипломы наших участников

Диплом I степени

  • Путров Павел (11 кл.)
  • Мостовых Павел (9 кл.)

Дипломы II степени

  • Аверьянов Петр (10 кл.)
  • Храбрый Александр (10 кл.)
  • Богословский Никита (9 кл.)

Дипломы III степени

  • Дудченко Владимир (11 кл.)
  • Ланцов Антон (10 кл.)
  • Курочкин Дмитрий (10 кл.)
  • Грохотков Иван (10 кл.)
  • Банкевич Антон (9 кл.)
  • Каява Станислав (9 кл.)
  • Перчуков Юрий (9 кл.)
Александр Шапиро